Светлана Баскова: «Сегодня люди, которые отстаивают собственное достоинство, вызывают большое уважение»

«Светлана Баскова – автор выдающихся видеофильмов, обладающих уникальной атмосферой, шокирующей  своей откровенностью, – впервые выступает как автор «большого» кино, пряча за внешней правильностью, невероятный надрыв свойственный ее искусству», - Андрей Сильвестров.

«Светлана Баскова, единственный альтернативный режиссер, завоевавший внимание огромной аудитории, других примеров в наших стране среди альтернативных режиссеров не было», - Владимир  Епифанцев.

Отзывы кинокритиков

Вадим Рутковский:
«За Маркса...» – самая страшная и печальная работа Светланы Басковой. Выдающийся режиссёр с уникальным стилем и, что важнее любого стиля, даром глубокого и точного социального анализа, сделала грубый – как его герои-рабочие – фильм, с саркастической ненавистью по отношению к власть имущим и нежностью по отношению к маргинальным персонажам-пролетариям (сцена, в которой рабочие-киноклубники на проходной обсуждают полярные системы драматического искусства и Годара, может и рассмешить, и растрогать до слез). Сергей Пахомов, постоянный артист Басковой, играет трагедию маленького человека, сломанного системой, падшего, однако же утянувшего в свой ад и олигархического героя Владимира Епифанцева – актер вернулся в мир Басковой, вновь в образе вечного пахомовского антагониста.

Тамара Дондурей:
Сюжет фильма Светланы Басковой «За Маркса…» о восстании рабочих, объединившихся на заводе в профсоюз, совпал с серией протестных митингов в Москве. Сначала по бульварам гуляли писатели, потом художники. В камерной сильной картине есть важные для осмысления литературные и художественные отсылки. Возможно, главный вопрос для автора – призрачность дистанции между игровым и документальным, советским и постсоветским пространством. А также между роковыми, почти в античном смысле, связями и бандитской догмой 90-х о том, что, «если нет человека, то значит, нет и проблем».

Евгений Майзель:
Перед нами -- не просто свежая картина, снятая Светланой Басковой после продолжительного перерыва; это во всех смыслах новая и непривычная работа, открывающая новый этап в фильмографии этого автора. Один из самых радикальных русских режиссеров второй половины 90-х и первой половины 00-х, Баскова исследовала постсоветский социум и человека в нем с последовательностью археолога, снимающего слой за слоем, уровень за уровнем, все дальше уходя от места самых первых своих поисков - и больше к ним не возвращаясь. Менялись интерьеры, жанры, темы, конъюнктура, но не социальная направленность ее картин, достигшая апофеоза в «Марксе». Не всякий зритель распознает в этом фильме автора «5 бутылок водки»  или «Моцарта», ведь за эти годы режиссер прошел путь от трудных для простого зрителя и агрессивных фильмов «не для всех», близких к авангарду и contemporaryart, до предельно ясного, прозрачного, демократичного искусства, прямо обращенного к народу.

Василий Корецкий, OpenSpace:
«За Маркса...» есть ни что иное, как «Стачка» нашего времени, снятая , впрочем, не в плакатно-агрессивной стилистике Эйзеншейтна, а , напротив, с годаровской отсраненностью. Это не набатный бой, а доходчивое руководство по противодействию эксплуатации. Главный герой у Светланы Басковой - не преисполенная благородной ярости толпа, но маленький человек, схематичный двойник предполагаемого зрителя, нерешительный, боязливый и сомневающийся. Именно ему — пролетарию, отчужденному, кажется, даже от самого себя, и указывает путь товарищ Баскова. Кажется. Пока это единственно внятный российский ответ на вечно актуальный годаровский вопрос «как снимать политические фильмы политически?»

Евгения Леонова, Гильдия киноведов и кинокритиков:
Я поняла, что у нас, действительно, идет гражданская война. Брат убивает брата. Такое мы видели только в советских фильмах. Там, правда, били за идею и дрались наравных, человек с человеком. А тут идея только с одной стороны, которая опирается на культуру и борется за права, а хапанье бабла в государственном масштабе (включая Малевича) - это идеологический ноль, воевать с ним все равно, что с воздухом, это какое-то непобедимое зло. Здорово, что такой фильм появился, наглядный образ сильней публицистики. Но, может, снимать социальное кино о России лучше вообще в жанре ужастика, где брат-жлоб - склизкий сине-зеленый монстр, его мочат, а он вылезает в сиквелле?

Дарья Горячева, КиноБизон:
«За Маркса» любопытен уже тем, что это фильм давно забытого жанра — честная производственная драма. Герои — простые заводские рабочие, конфликт строится вокруг восстания кооператива -- этакий нео-неореализм. Но это еще и фильм Светланы Басковой, за счет чего история обретает добавочный саспенс: на протяжении всего действа невольно ждешь, что будничная жизнь рабочего класса, угнетаемого оборзевшими бизнесменами, ухнется в эксплотейшн «Зеленого слоника». Тем более, что в роли главных антагонистов выступают все те же Пахомов и Епифанцев.

Антон Долин:
«За Маркса…» восполняет зияющую брешь в российском авторском кинематографе: это подлинно социальное кино. Идейно наследуя Брехту, режиссер в своей стилистике приближается к документальным картинам Кена Лоуча о борьбе пролетариев с ползучим тэтчеризмом. При всей бескомпромиссности политического посыла и истинно марксистского пафоса, фильм полон нежности по отношению к персонажам. Рабочие с провинциального завода здесь – люди мыслящие, читающие, говорящие; в общем, люди, а не микросхемы.

Борис Нелепо, «Сеанс»:
За Маркса… По любопытному совпадению этот же девиз оказался в основе нового фильма Дэвида Кроненберга. Откуда такие совпадения? Наверное, потому что одна из магистральных тем современного кино – поиск справедливости. Двадцать первый век наступил, а человеческое варварство не отступило. Справедливость ищет святой сварщик в исполнении Пахома, но обретает лишь жизнь после смерти. Стоит лишиться чувства собственного достоинства – и человек превращается в полую оболочку, копию самого себя. Светлана Баскова сняла ироничный и неординарный фильм. Она умеет подметить то, чего в российском кино никогда не изображали. Например, повседневную красоту и сложность рутинного фабричного труда. А еще меня растрогала сцена, в которой рабочие после киноклуба обсуждают активистские ленты Годара. Смысл сцены очевиден – кинематограф никогда не задумывался как элитистское искусство. Потому так свободен и открыт зрителю «За Маркса…»

Владимир Лященко, Gazeta.ru:
Любопытное получилось мокьюментари про профсоюзное движение, каким оно должно быть. В классовой борьбе почти документальной кажется группа ответственных товарищей из цехов и совершенно карикатурными упыри от дикого капитализма. Особенно гротескный герой у Владимира Епифанцева получается — вот-вот бросит кипятить и ломанется рубить. Впрочем, и органика Сергея Пахомова выбивается из той, в которой существуют его партнеры. Но если это и мешает, то лишь в первой трети, зато отдельно прекрасны представители заводского киноклуба, где рабочие смотрят Годара, и пересказ повестки дня посетившим этот клуб соорганизатором профсоюза. 

Андрей Плахов:
Фильмы Светланы Басковой отличаются радикальностью содержания и формы.  «За Маркса...» -- не исключение, причем это фильм о «традициях радикализма», что сообщает ему дополнительный интерес. Русские рабочие, обсуждающие в киноклубе Годара -- это круто!



«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012