В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Загнивающий марксизм - postcriticism.ru

 

Илья Кугаевский рассказывает о том, что в России даже классовая борьба труда и капитала превращается в конфликт эпох и поколений

Работники металлургического комбината, перебрасываясь пенсионерскими  шутками, резво занимают сидячие места в служебном автобусе. Особенно активничает герой Сергея Пахомова: он с парой друзей-идеологов задумал создать профсоюз, чтобы вдохновенно вывести трудовой коллектив из вопиющей нищеты куда-то в предместья локального коммунистического рая. Все кругом согласны, ведь на дворе кризис, зарплаты падают, грядут сокращения, а на понимание начальства рассчитывать не приходится. Так скучные будни литейного цеха оживляются подготовкой к митингу, борьбой с бюрократическим аппаратом и кулуарными беседами о светлом будущем. Проблема одна: директор предприятия ожидаемо не приходит в восторг от столь благородных левых идей и намерен решить вопрос быстро и эффективно — как в старые добрые времена первоначального накопления капитала.

Рассуждать о временных отрезках здесь можно довольно долго: рабочие все еще живут в СССР, олигархи все еще живут в девяностых, а местные девяностые в свою очередь мало чем отличаются от какого-нибудь позднего палеолита

Несмотря на заявленный в титрах 2010-й год, несмотря на упоминания финансового кризиса, «За Маркса…» постепенно скатывается к временам чуть более ранним, что, однако, было весьма ожидаемо. Кажется, даже если госпожа Баскова возьмется, к примеру, экранизировать романы Дюма – стилистически все равно непременно выйдут те самые «лихие девяностые» с Пахомовым и Епифанцевым. Антитеза предельно проста: быт угнетаемого рабочего класса оформлен тусклым неровным кафелем, ржавыми скрипящими шкафчиками и прочими вариациями на тему «пятьдесят оттенков мутно-зеленого»; эксплуататоры котируют строгие костюмы и отсутствие волосяного покрова, а кабинеты тюнингованы (sic!) картинами модных авангардистов, о которых сами хозяева помещений вовсе никогда не слышали, но понт, как известно, дороже денег. Баскова довольно эффектно выходит из ею же запущенной рекурсии: двое трудящихся сетуют на отечественную тенденцию изображать пролетариат пьяным быдлом, а в следующей сцене эти же виртуозы плавильных установок будут с охотой обсуждать проблемы историографии, опорные пункты идей Белинского и творческую методу Годара. Что ж, разделение труда и капитала представлено очень красочно — и это не считая кадров, где трое активистов молчаливо стоят внутри рамки света, каковые кадры недвусмысленно отсылают к православным иконам. Ребята из цеха – святые, добавить тут нечего, лучше просто подивиться авторской смелости и относительной небанальности в современном кинематографическом контексте.

Рассуждать о временных отрезках здесь можно довольно долго: рабочие все еще живут в СССР, олигархи все еще живут в девяностых, а местные девяностые в свою очередь мало чем отличаются от какого-нибудь позднего палеолита, ведь директор завода и ему подобные ничего не понимают в кредитах, траншах и офшорных зонах, их вокабуляр ограничен кричащими фразами навроде «разобраться!», «устранить!», «выезжаем!». В лучших традициях диалектического материализма автор сводит пролетария и капиталиста на крыше многоэтажки, но победителем выходит третий – изворотливый помощник главного бандита, метафорически исполняющий тут что-то среднее между тарантиновским мистером Вульфом и овеществленной прибавочной стоимостью. Вывод прост: миром правят, конечно, не мужики с завода, но и не мордовороты с квадратной челюстью, настал золотой век для вчерашних менеджеров по перекладыванию бумажек, что, правда, не слишком хорошо сходится с монументальными теориями дедушки Карла Генриха. Остается вопрос: кто же теперь будет «за Маркса»? У России, ясное дело, свой путь, но, думается, для начала сгодится и простенький учебник макроэкономики.

Илья Кугаевский

Источник: postcriticism.ru



«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012