В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Андрей Плахов. Шагающие с левой ноги

 Андрей Плахов
13 марта 2013 Портал «Киноход.Ру»,

Имя Светланы Басковой считается культовым в кругах альтернативного искусства. После шокового антимилитаристского фильма «Зеленый слоник» у нее сформировалась интернетовская фан-группа поддержки. Однако новая работа режиссера «За Маркса…» претендует на другую целевую аудиторию, его смело можно назвать лево-радикальным.

Фильм полон жестокого сарказма в адрес кровососов-олигархов и нежности по отношению к простому рабочему человеку, хотя он в своем большинстве морально сломлен системой. Классовый конфликт олицетворяют два любимых исполнителя Басковой – Владимир Епифанцев и Сергей Пахомов. Первый играет законченного негодяя и психопата, который нахапал государственного бабла и тратит миллионы на работы Малевича и Родченко (вот она, судьба левого искусства!). Второй показывает своего героя потерянным, беззащитным, способным на предательство по слабости – но только не циником. Есть в фильме и мотив двух сыновей одного отца, оказавшихся по разные стороны баррикад: как на классической гражданской войне, два разных народа в одном. А рядом с героями этого народного эпоса действуют рабочие интеллектуалы, которые организуют вместо карманных профсоюзов настоящий: фильм таким образом превращается в практическое руководство к действию.

Баскова берет на вооружение метод главного революционера кинематографа – Жан-Люка Годара. Берет саму идею о том, что кино способно быть оружием пролетариата куда эффективнее, чем булыжник. Рабочие из ее фильма обсуждают в своем киноклубе «Ветер с Востока» того же Годара, «Комиссар» Аскольдова, «Рабочий класс идет в рай» Элио Петри — базовые фильмы политического кино. У Басковой в рабочем арсенале борьбы демонстративно отсутствует мат; вместо этого герои, словно на литературном семинаре, обсуждают Карамзина, Гоголя и Белинского. Кто-то подумает, не стебутся ли над ним, между тем это принципиальное и даже революционное решение, немного отдающее соцреализмом, типа гельмановской «Премии», но без пошлости. Оно связано с общей концепцией уважения к человеку труда, которое просвечивает в кастинге типажей, в крупных планах этого фильма, заставляющего вспомнить о Вертове и Довженко.

Светлана Баскова наделяет кинотворчество свойствами агитплаката, но при этом помещает «плакат» в кавычки. Именно так выглядит в ее фильме афиша «Калины красной» Шукшина, висящая на стене комнаты, где собираются деятели независимого профсоюза литейного цеха. Этот замызганный старый плакат мы видим сквозь раму дверного проема. Кадр повторяется несколько раз с меняющимся составом участников. Это – своего рода пролетарская «Тайная вечеря» перед решающими историческими баталиями.

Кино о борьбе простых людей за свое достоинство существует давно и признано классикой во все мире: от «Броненосца «Потемкин» Эйзенштейна до «Земля дрожит» Висконти. Эту традицию продолжают уже в наши дни (а это труднее) Аки Каурисмяки и Кен Лоуч. В постиндустриальные времена новой безликой Европы, где слово «рабочий» даже как-то неловко произносить, финский режиссер снимает две подряд «пролетарские трилогии», а британский посвящает свою жизнь борьбе с тэтчеризмом. Классовое общество, эксплуатация и другие якобы несуществующие явления предстают в их фильмах в очень осязаемом и в то же время не лишенном юмора ключе, а их пролетарские герои легко превращаются в люмпенов и преступают закон, но это никак не отменяет симпатии к ним.

А вот возвращаясь на родину, мы обнаруживаем совсем другой подход к проблеме. В стране, где были заложены традиции политического кино и где еще не так давно существовал «производственный» жанр, пролетарии фигурируют в современных российских фильмах только с приставкой «люмпен» - как в «Елене» Андрея Звягинцева. Вот почему появление фильма Светланы Басковой, где рабочему человеку возвращается утраченное достоинство, можно считать поистине революционным.


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012