В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

«За Маркса…». Почему троеточие? - Интервью Светланы Басковой интернет-журналу LIVA.com.ua

 От редакции: Российский кинорежиссер Светлана Баскова получила известность в конце девяностых – как автор авангардного кино, а затем сняла серию документальных сюжетов о рабочем и студенческом движении постсоветских стран. В интервью LIVA.com.ua она рассказывает о своем новом полнометражном художественном фильме «За Маркса…» –знаковой ленте, которая демонстрирует социальные антагонизмы постсоветского общества и отображает сложный процесс организации рабочего класса  для защиты своих трудовых и человеческих прав. 

– Светлана, в своем фильме «За Маркса…» вы обращаетесь к теме независимого профсоюзного движения – второй раз после серии документальных киноновелл «Одно решение – сопротивление», где вы рассказывали о профдвижении России и Украины. Что пробудило у вас интерес к этой теме?

– Скорее, документальный фильм был инструментом для создания фильма художественного. Это результат исследовательского процесса, который я проводила перед съемками.

А интерес к теме возник спонтанно. Мне показалось, что противоречия современной жизни можно показать через раскрытие именно этой темы. Но так как эта тема меня захватила, я продолжала документальные съемки и после окончания работы над фильмом.

– Говоря о своем фильме, вы раскрываете географию современного российского профдвижения – от Калуги и Липецка до Тольятти и Череповца. Его сюжет основан на реальных событиях?

– Нет, сюжет фильма не основан на реальных событиях. Скорее, это типическая история. А материал я собирала в течении года, общаясь с активистами независимых профсоюзов в разных городах России.

– Приходилось ли вам участвовать в протестных акциях независимых профсоюзов? 

– Да, я была свидетелем некоторых митингов, шествий. Особенно мне запомнился митинг в Тольятти. Он был настолько «художественный», что у меня даже было искушение вставить съемку этого митинга в фильм.

– Представляя свой фильм, вы говорили: «художник выражает время, и этот фильм отражает свое время, отражает время мого поколения». Почему вы считаете, что биографии рабочих активистов наиболее полно отражают собой нашу современность?

– Потому что в ней концентрируется трагедия нашего поколения. Ведь именно рабочий класс больше всего пострадал в результате реформ. И именно им обещали больше всего. И именно они были движущим мотором этих реформ на заре перестройки.

– На днях вы выступили с инциативой «народного кинопроката» фильма «За Маркса…» , предлагая активистам самостоятельно организовать показы ленты в своих городах. Что вы ожидаете от этого проекта?

– Ожидаю инициативы со стороны активистов. Что они смогут договориться с кинотеатрами, и мы сможем сделать прокат на Украине – что очень хотелось бы.

– «За Маркса…» был хорошо принят на недавнем кинофестивале в Берлине. Эта тема актуальна для кризисной Европы?

– Да, черезвычайно актуальна. А хороший прием, скорее всего, обеспечил юмор в моем фильме.

– «Коммерсантъ» назвал ваш фильм «безжалостным приговором капитализму». В девяностые нас учили, что капитализм ведет к всеобщему процветанию, а слова «эксплуатация» и «классовая борьба» – это не более, чем пропагандистские штампы. Нас обманули?

– Да, это были наивные иллюзии успокоенного и мечтательного общества. Чем и был поздний Советский Союз.

– Вы рассказывали о том, что «безумные реформы» тех лет обернулись трагедией для миллионов людей. Отразили ли эти процессы ваши первые фильмы – и какая логика связывает их с фильмом «За Маркса…»?

– Первые фильмы отражают тот высокий градус безумия, что завладел большинством наших соотечественников. Главная логика – меня интересует трагедія «маленького человека»

– Название вашего фильма отсылает зрителей к заголовку книги «За Маркса» Луи Альтюссера?

– Верно. За тем исключением, что в конце у меня не восклицательный знак, а троеточие – предполагающее раздумие. 

– Был ли отображен в современной российской и постсоветской  культуре социально-экономический  кризис 2008-2013 годов? Почему художники и режиссеры начали обращатся к темам классового конфликта и классовой борьбы, которые прежде считались маргинальными и неактуальными? Это дань моде, тренду – или нечто большее?

– Да нет никакой моды. И тренда нет. Скорее это усилия небольшого количества талантливых авторов. Мода – это когда Федор Бондарчук станет снимать фильмы про классовую борьбу.

– Вы призываете «знать и анализировать» нашу историю. Что стоит за попыткой «переписать историю» поколения наших родителей? Можно ли видеть в этом попытку навязать нам мнение, что нынешний социальный порядок не имел и не имеет исторической альтернативы?

– Думаю, что главная задача заключается именно в этом. Создание безальтернативной иллюзии – залог успеха любых ужесточений.

– Вы говорите о «чувстве собственного достоинства», которое приходится отстаивать профсоюзным активистам. Почему это важно?

– Потому что именно это чувство является «хребтом» независимости и политичности. И каждый должен сам определять, чем для него является достойное поведение.  

– Сцена из промо-ролика к фильму, где герой, увязая, бредет в глубоких снегах – это аллюзия на путь, который предстоит пройти в своем  развитии рабочему движению? 

– Эта сцена в фильм не вошла. Она была из снов героя, ни один из них в фильм не вошел – сны понижали концентрацию и напряжение. Мне трудно проводить какие-то аналогии по этой сцене. Но в том, что рабочее движение ожидает трудный путь, сомневаться не приходится.

Спрашивал Андрей Манчук


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012