В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Что-то красное. Русский Репортер.

Русский Репортер - интервью. Режиссер Светлана Баскова – о том, зачем в современном кино говорить о классовой борьбе В прокат выходит «За Маркса…» — новый фильм радикальной художницы Светланы Басковой, политическое кино о политической борьбе по-русски.

Баскова — режиссер-концептуалист. Ее метод — взять некую ситуацию и медленно довести ее до точки кипения, взорвать изнутри. Лучше всего это получилось в знаменитом «Зеленом слонике» — кровавой видеофреске о дедовщине как метафоре русской жизни. В том «подпольном» фильме — в прокат он не выходил, зато был скачан сотни тысяч раз из интернета — двое солдат на гауптвахте истязали друг друга вплоть до самоуничтожения.

Баскова делала гран-гиньоль и «театр жестокости», доводя своих героев, а также актеров Сергея Пахомова и Владимира Епифанцева до состояния аффекта, безумия, дикой эйфории. Они же — главные антагонисты «За Маркса…». Пахомов — рабочий постсоветского завода, который организует проф­союз, чтобы противостоять олигархам в малиновых пиджаках, скупающим на деньги пролетариата современное и­скусство. Епифанцев — владелец завода, который, узнав о готовящейся стачке, решает просто закатать пролетариев в асфальт.

Готовясь к съемкам, Баскова изучала рабочее движение прямо на местах. Но «За Маркса…» не вербатим и не «док», а по-брехтовски условное «нереалистичное» кино, в котором рабочие цитируют Годара, держат киноклуб, где смотрят Г­одара и ведут философские беседы об искусстве как политической силе. Режиссер говорит, что все это тоже правда, и настоящие, а не стереотипные рабочие так и живут. Но смотрится кино как гротеск, который, впрочем, никогда не противоречит правде жизни, а лишь обостряет ее.

Однажды Годара обвинили в том, что в его кино слишком много насилия, на что он ответил: «Это не кровь, это что-то красное». Баскова довела данную формулу до абсурда. Кровь в «За Маркса…» подчеркнуто ненатуральная, что не умаляет ее значения. Это и впрямь что-то пугающе красное, прежде всего в политическом — самом актуальном — смысле слова. 

Евгений Гусятинский, rusrep.ru


За Маркса…
Светлана Баскова

Фотография: предоставлено независимой студией «Сине Фантом»


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012