В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Санитарный день. Тамара Дондурей, expert.ru

На «Кинотавре» показали фильм Светланы Басковой «За Маркса…»

Среди киноманов режиссер Светлана Баскова знаменита шокирующей натурализмом и жестокостью картиной «Зеленый слоник» (1999). Ее сюжет тестировал психику зрителя на выносливость, словно кошмар, ввергал в замкнутое пространство подвала, залитое кровью героев. Конфликт «Пяти бутылок водки» (2002) строился вокруг иерархии отношений в московском баре, где циничные служащие плели интриги не хуже своих «хозяев». В «Голове» (2003) – новый русский советовался с персонажем-головой, изживая иррациональную связь с коммунистическим прошлым. Фильм «За Маркса…» уже не столь нарочито гротескный и герметичный, о чем свидетельствует участие в конкурсе крупнейшего российского фестиваля. 

Сценарий фильма, в котором рабочие объединились на заводе в профсоюз для того, чтобы заявить руководству о своих правах, совпал с волной протестных митингов в Москве. Сначала по бульварам гуляли писатели, потом художники. Во время работы над игровой картиной «За Маркса…» Баскова сняла документальный проект «Одно решение – сопротивление». Этот видеоколлаж состоял из шести частей и рассказывал о митингах, организованных независимыми профсоюзами в разных городах России. Документальные «полевые» наблюдения позволили режиссеру точнее сформулировать то, каким образом в недрах завода зарождаются бунтарские настроения. Едва ли заговорщики осознают, что бывает, когда кучка единомышленников «снизу» подрывает авторитет «целого». История начинается с вечерних посиделок в скудных, освещенных искусственным светом, заводских интерьерах. Пружина сюжета сжимается в тот момент, когда выбор восставших сопрягается с реальностью смертельной угрозы.

Молодой предприниматель (Владимир Епифанцев), руководящий заводом, решает вопрос с забастовкой бандитскими методами. В капиталистическом мироустройстве существует прибыль, заем гигантских кредитов, а группа восставших приравнена к «браку в деталях». Нюансы лишь отвлекают, а людская масса не делится на конкретные лица. Бизнесмен нового поколения верен простейшей схеме: «нет испорченных деталей, значит, нет и проблем».

Социальную линию обостряет почти шекспировская семейная распря, в которой границы скромной производственной драмы размыкаются до уровня классической трагедии. В кабинете влиятельного босса становится известно, что один его сын – управляет заводом, а второй – незаконнорожденный – примкнул к оппозиционерам. Так игра в революцию, по Басковой, провоцирует роковые страсти, развязывает братоубийственную войну.

Режиссер визуально противопоставляет мир работяг и начальников. Внизу: рутинное существование на проходной, в раздевалке, цеху. «Наверх» касту избранных поднимают зеркальные лифты, где атмосферу создает присутствие охранников, а также тяжелая мебель, перстни и крики по телефону. Служащие ведут разговоры о французской новой волне в киноклубе и о гоголевских «Мертвых душах» в предбаннике. «Новые русские» беседуют о том, почему им на стенах офиса для солидности не хватает дорогостоящего искусства.

Один из рабочих (Сергей Пахомов) чудом избежал участи своих друзей (заговорщиков). С первыми выстрелами в полинявшую, лишенную красок и далекую от верхушки жизнь вторгается реальность. Разбитая банка варенья, которую выживший герой только что получил по почте от тетки, ассоциируется с липкой кровью. Символическое значение имеет и сцена на кладбище, в которой тот самый рабочий падает в пустую, залитую водой могилу, предназначенную для его товарища. Зритель почти физически ощущает холод смешанной с песком жижи, булькающей в ботинках униженного человека. Его оставили живым, чтобы спровоцировать на измену. Цена за свободу сопряжена с провокацией звериных инстинктов. Бизнесмена продаст его «правая рука» так же, как до этого рабочий выдал своих друзей. Перед наведенным прицелом нет «правых» и «левых» – все  повязаны и все не бессмертны. Эпизод митинга не показан, так как в последний момент на заводе объявили санитарный день. Забастовка не состоялась, потому что не было для нее прецедента. В эпизоде финальной драки на крыше Баскова сокращает дистанцию по отношению к главным героям, рассматривая их лица на максимальной крупности.

Камерный сильный фильм затягивает, как детектив, при этом в нем есть редкая социальная смелость. Например, в Англии кино о забастовках рабочих давно уже выделилось в целое кинонаправление, а у нас режиссеры этих тревожных тем по-прежнему избегают. Возможно, для автора – главный вопрос заключается в том, где сегодня пролегает граница между игровым и документальным, советским и постсоветским пространством. Важна не позиция: «за» или «против» Маркса, а многоточие в названии фильма, отсылающем к одноименной книге Луи Альтюссера. Именно в нем зарифмован призыв к обновлению, а прислушается ли к нему жюри, мы узнаем 10 июня. 

Источник: expert.ru


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012