В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Барбара Вурм

Баскова снова с нами - для того, чтобы еще раз поговорить о наиболее острой проблеме современного российского общества: об отношениях гражданина и конституции. Нет, речь пойдет не о Pussy Riot, не об ЛГБТ-протестах, не об искусстве для искусства, не о свободе слова и даже не о пресловутом политическом противостоянии со всем его разнообразием демократий, оппозиций и протестных движений. Я полагаю, все серьезнее. Небольшой провинциальный завод стал декорациями для истории об огромном пласте общества - о рабочих, которым никак не дают слово. Если раньше наши верования представлял слоган "объединившиеся люди никогда не будут побеждены" (Фр. Ржевский), то фильм Светланы доказывает, что в современном обществе эта марксистская идея запросто может потерпеть поражение (и не только оттого, что в наше время очередного "пост-" мультикультурализма так сложно объединяться). Постепенное уничтожение этого профсоюза (или, скорее, безжалостная селекция, проводимая новым олигархическим классом владельцев и управляющих) выглядит грустной сказкой нео-авангардистского уклада (при этом совершенно необходимо серьезно относится к невероятно ироничным аллюзиям на Годара, Тарковского и иже с ними) и напоминает доброй публике недавние попытки Зелимира Зильника в области документально-художественного антикапиталистического творчества. Что ж, вперед. За Маркса.


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012