В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

"За Маркса…": кипит наш разум

13.07.2012, РИА Новости

 Фильм Светланы Басковой "За Маркса…" получил лишь спецприз третьего международного фестиваля молодого европейского кино VOICES в Вологде, но стал, возможно, самым интересным событием этого киносмотра.

Так же, как в случае с ММКФ и "Кинотавром", победитель вологодского кинофестиваля, – фильм "Авалон" режиссера Акселя Петерсена – приличное, но вовсе не выдающееся кино, о котором через пару недель будут вспоминать: "ну, этот шведский фильм".

Поэтому сейчас было бы разумно не заниматься разбором решений жюри, а, воспользовавшись случаем, обратить внимание на "За Маркса…". Этот фильм, поднимающий тему профсоюзных движений, участвовал и в сочинском конкурсе, но не получил даже памятной грамотки. И дело, конечно, не в теме: мало ли мы знаем фильмов со странными сюжетами – и при этом совершенно выдающихся.

К примеру, один из лучших фильмов в истории кинематографа – "Американцы" ("Glengarry Glen Ross") режиссера Джеймса Фоули и сценариста Дэвида Мэмета заставляет нас в течение полутора часов, не отрываясь от экрана, следить за отношениями агентов по недвижимости. Объектом вожделения персонажей "Американцев", этаким чемоданчиком, набитым долларами, здесь стало понятие, которого даже нет в русском языке и русской риелторской практике – что-то вроде "клиентской базы". Вокруг этих баз выстроен такой балет, кипят такие страсти, за которые не было бы стыдно гениальным драматургам прошлого.

Так что причина невнимания кинотавровского жюри к фильму Басковой и умеренное признание его жюри вологодским – не в теме. В кратком пересказе сюжет картины "За Маркса…" звучит так.

На одном из российских сталелитейных гигантов рабочие-активисты организуют независимый профсоюз. Уже имеющийся профсоюз полностью контролируется владельцами завода и не выполняет своих основных функций, то есть не защищает интересы рабочих, не препятствует увольнениям, не регулирует уровень зарплат в их интересах, не принуждает руководство соблюдать экологические нормы на производстве и так далее.

Рабочие создают свою профсоюзную организацию, формулируют требования, организуют забастовку – и терпят неудачу. По причинам, которые каждый из нас мог бы назвать и сам: из-за инертности и недоверия большинства к любым инициативам; из-за физической уязвимости активного меньшинства; из-за неразборчивости крупных промышленников и власти в средствах.

Можно сказать, что "За Маркса…" – это реалистическое кино, и его авторы не скрывают, что, работая над ним, они ориентировались на эстетику советских производственных фильмов.

Поэтому рабочий, человек труда, здесь несколько поэтизирован – по крайней мере, по сравнению с тем образом, к которому мы привыкли в последнее время: брутальному лоялисту, готовому разгонять оппозицию гаечным ключом, или потерявшему человеческий облик алкоголику.

Рабочие Басковой – это решительные, умные люди, которые прекрасно понимают, что не так делает власть, и научились отвечать на ее грубую агрессию своей хитростью. В свободное от литья металла время они играют в шахматы, читают русских историков или посещают киноклуб (смотрят, в частности, Годара).

Баскова прямо говорит – и в фильме, и в интервью, что это соль земли, целая цивилизация, о которой мы (жители мегаполисов, клерки, работники творческих сфер и др.) не знаем почти ничего, да и не желаем знать.

Больше того, когда сама Светлана сотоварищи впервые явилась без подготовки на проходную одного из реальных заводов, чтобы "поснимать рабочих", ее чуть не поколотили и вытолкали взашей. Все потому, что сами рабочие, конечно, видят то, что показывают про них по телевизору, и воспринимают это как еще одну форму эксплуатации.

Проблема жюри наших кинофестивалей в том, что они, как уже много раз было сказано, с одной стороны отказываются оценивать фильмы по тому, как они отражают наше настоящее. С другой – как вышло конкретно с фильмом "За Маркса…" – они с этим настоящим не очень и знакомы.

В интернете лежит еще один фильм Басковой, документальное исследование все той же профсоюзной темы "Одно решение сопротивление" – в некоторых эпизодах художественный фильм почти дословно повторяет то, что "подглядела" у жизни камера.

При этом сказать, что "За Маркса…" – фильм агитационный или публицистический, было бы неверно. То есть в какой-то мере он и агитационный, и публицистический, но, конечно, это в первую очередь работа художника, который осмысляет реальность и транслирует ее нам, зрителям, в трансформированном, уже независимом от реальности виде.

Больше того, это работа такого уровня, который оказался совсем не по зубам сочинскому жюри, и только европейцы, приехавшие в Вологду судить VOICES, смогли решиться хотя бы на спецприз. И в первую очередь потому, что жюри, очевидно, было готово мириться с профсоюзной тематикой, но так, чтобы на этом материале тоже развивалась история, сталкивались характеры, зритель смеялся и плакал – в общем, они рассчитывали на нашего, российского Мэмета.

Но для Басковой, до дебюта в большом кино прошедшей школу современного искусства, это был бы вчерашний день. Ее задача, как она сама говорит, – избежать экшена, уклониться от традиционных форм кинематографа. Поэтому рабочие в ее фильме говорят очень хорошо, – эти диалоги, наверное, было бы интересно прочесть с листа, как диалоги Платона, – но у многих это может вызвать – и вызывает – недоверие.

Какой Годар? Где мат? Да, это не "Титаник" и не "Страсти Христовы", на которых зрительный зал то рыдает от умиления, то сжимает кулаки от негодования. Но все это мы уже проходили – и с пропагандой, обращенной не к разуму, а "к сердцу", и с искусством, способным воспеть все на свете, вне зависимости от его истинной ценности.

Баскова, открыто выражая свое мнение, оставляет нам возможность, наслаждаясь мизансценами и картинкой, решать самим – важно для нас то, о чем она говорит, или нет. В каком-то смысле это очень сложный выбор: куда веселее и комфортней продолжать считать рабочих этакими гномиками – смешными сказочными персонажами, которые где-то там глубоко в горах что-то копают, чтобы у нас были свет и тепло.

"За Маркса…" технично, остроумно и при этом ненавязчиво предлагает что-то изменить в этих представлениях. Если это недостойно приза и самого большого поощрения, то я тогда не знаю, что вообще достойно.


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012