«Сегодня люди, которые отстаивают собственное достоинство, вызывают большое уважение» |
В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива. Эксперт: «Санитарный день»09.06.2012, Эксперт На «Кинотавре» показали фильм Светланы Басковой «За Маркса…» Среди киноманов режиссер Светлана Баскова знаменита шокирующей натурализмом и жестокостью картиной «Зеленый слоник» (1999). Ее сюжет тестировал психику зрителя на выносливость, словно кошмар, ввергал в замкнутое пространство подвала, залитое кровью героев. Конфликт «Пяти бутылок водки» (2002) строился вокруг иерархии отношений в московском баре, где циничные служащие плели интриги не хуже своих «хозяев». В «Голове» (2003) – новый русский советовался с персонажем-головой, изживая иррациональную связь с коммунистическим прошлым. Фильм «За Маркса…» уже не столь нарочито гротескный и герметичный, о чем свидетельствует участие в конкурсе крупнейшего российского фестиваля. Сценарий фильма, в котором рабочие объединились на заводе в профсоюз для того, чтобы заявить руководству о своих правах, совпал с волной протестных митингов в Москве. Сначала по бульварам гуляли писатели, потом художники. Во время работы над игровой картиной «За Маркса…» Баскова сняла документальный проект «Одно решение – сопротивление». Этот видеоколлаж состоял из шести частей и рассказывал о митингах, организованных независимыми профсоюзами в разных городах России. Документальные «полевые» наблюдения позволили режиссеру точнее сформулировать то, каким образом в недрах завода зарождаются бунтарские настроения. Едва ли заговорщики осознают, что бывает, когда кучка единомышленников «снизу» подрывает авторитет «целого». История начинается с вечерних посиделок в скудных, освещенных искусственным светом, заводских интерьерах. Пружина сюжета сжимается в тот момент, когда выбор восставших сопрягается с реальностью смертельной угрозы. Молодой предприниматель (Владимир Епифанцев), руководящий заводом, решает вопрос с забастовкой бандитскими методами. В капиталистическом мироустройстве существует прибыль, заем гигантских кредитов, а группа восставших приравнена к «браку в деталях». Нюансы лишь отвлекают, а людская масса не делится на конкретные лица. Бизнесмен нового поколения верен простейшей схеме: «нет испорченных деталей, значит, нет и проблем». Социальную линию обостряет почти шекспировская семейная распря, в которой границы скромной производственной драмы размыкаются до уровня классической трагедии. В кабинете влиятельного босса становится известно, что один его сын – управляет заводом, а второй – незаконнорожденный – примкнул к оппозиционерам. Так игра в революцию, по Басковой, провоцирует роковые страсти, развязывает братоубийственную войну. Режиссер визуально противопоставляет мир работяг и начальников. Внизу: рутинное существование на проходной, в раздевалке, цеху. «Наверх» касту избранных поднимают зеркальные лифты, где атмосферу создает присутствие охранников, а также тяжелая мебель, перстни и крики по телефону. Служащие ведут разговоры о французской новой волне в киноклубе и о гоголевских «Мертвых душах» в предбаннике. «Новые русские» беседуют о том, почему им на стенах офиса для солидности не хватает дорогостоящего искусства. Один из рабочих (Сергей Пахомов) чудом избежал участи своих друзей (заговорщиков). С первыми выстрелами в полинявшую, лишенную красок и далекую от верхушки жизнь вторгается реальность. Разбитая банка варенья, которую выживший герой только что получил по почте от тетки, ассоциируется с липкой кровью. Символическое значение имеет и сцена на кладбище, в которой тот самый рабочий падает в пустую, залитую водой могилу, предназначенную для его товарища. Зритель почти физически ощущает холод смешанной с песком жижи, булькающей в ботинках униженного человека. Его оставили живым, чтобы спровоцировать на измену. Цена за свободу сопряжена с провокацией звериных инстинктов. Бизнесмена продаст его «правая рука» так же, как до этого рабочий выдал своих друзей. Перед наведенным прицелом нет «правых» и «левых» – все повязаны и все не бессмертны. Эпизод митинга не показан, так как в последний момент на заводе объявили санитарный день. Забастовка не состоялась, потому что не было для нее прецедента. В эпизоде финальной драки на крыше Баскова сокращает дистанцию по отношению к главным героям, рассматривая их лица на максимальной крупности. Камерный сильный фильм затягивает, как детектив, при этом в нем есть редкая социальная смелость. Например, в Англии кино о забастовках рабочих давно уже выделилось в целое кинонаправление, а у нас режиссеры этих тревожных тем по-прежнему избегают. Возможно, для автора – главный вопрос заключается в том, где сегодня пролегает граница между игровым и документальным, советским и постсоветским пространством. Важна не позиция: «за» или «против» Маркса, а многоточие в названии фильма, отсылающем к одноименной книге Луи Альтюссера. Именно в нем зарифмован призыв к обновлению, а прислушается ли к нему жюри, мы узнаем 10 июня. Тамара Дондурей |