В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Газета.ru: «Колбаса против Маркса»

Источник: Газета.ru

В конкурсе «Кинотавра» фильмы о русской жизни, использующие приемы документальности: «За Маркса» Светланы Басковой про борьбу независимого профсоюза с олигархом и «Я тебя не люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова о ростовском любовном треугольнике.

Кадр из фильма ЗА МАРКСА
Кадр из фильма «За Маркса»

В анонсах кинофестиваля картину «За Маркса» поначалу ошибочно назвали режиссерским дебютом, хотя Светлана Баскова снимает давно и ее фильмы не раз показывали в специальных программах Роттердамского кинофестиваля. Впрочем, в этой ошибке содержится доля правды: режиссер изменила привычную эстетику и впервые сняла фильм, который можно было представить в программе «Кинотавра».

Вообразить в конкурсе ее предыдущих «Зеленого слоника» или «5 бутылок водки» было бы гораздо сложнее: снятые на видеокамеру и изобилующие радикальной жестокостью и обсценной лексикой, они были слишком близки к видеоарту, к документации перформанса. Недаром одним из постоянных соучастников Басковой является художник-акционист и теоретик современного искусства Анатолий Осмоловский.

В «За Маркса» нет шокирующей физиологии, зато есть традиционная драматургия. В кризисные годы рабочих увольняют и вынуждают соглашаться на понижение зарплаты. Активисты из числа заводских мастеров (Лаврентий Светличный, Сергей Пахомов) организовывают независимый от подконтрольного владельцам профсоюз и ведут агитационную деятельность в плавильном цеху, планируют митинг и забастовку.

Владелец предприятия (Владимир Епифанцев) думает только о том, как бы прикупить в Лондоне Родченко да Малевича, чтобы у немецких партнеров «челюсти отвисли». Методы борьбы с непокорным профсоюзом — из 1990-х.

Замысел авторов вызывает сочувствие: фильм про рабочих, которые пытаются бороться с системой, включая рефлексию, – любопытная заявка. Но смотреть его, увы, не так интересно. С самого первого появления в кадре из тональности существования рабочих грубейшим образом выламывается Сергей Пахомов.

Режиссер говорила, что приглушала его привычную гротескность, однако на фоне рабочих и товарищей по профсоюзу он смотрится балаганным петрушкой, чересчур громким и совершенно лишенным естественности.

 

Убедить себя в том, что это качества персонажа, а не исполнителя, не получается. При этом даже в своей собственной чрезмерности у разных режиссеров Пахомов может быть разным — достаточно увидеть и услышать короткие его появления в «Шапито-шоу» Сергея Лобана и Марины Потаповой, где он одновременно гротескно и достоверно, в тон всему фильму кричит: «С 87-го года я здесь отдыхаю!» Так что проблема не в самой его органике, а в несовпадении ее с органикой выстраиваемой среды.

Пахомовский герой изначально оказывается ближе к крайне карикатурному образу олигарха, которого Владимир Епифанцев играет в стилистике разнузданного анекдота. Этот контраст можно представить сознательным художественным приемом, но заострять неприятные черты, утрировать уродство одной из сторон конфликта, представляя вторую то документально, то с брехтовским отстранением, странно. Разрывается художественная целостность, яркость плоских (и вдобавок идеологически ангажированных) образов режет глаз и слух.

При этом в фильме есть две совершенно прекрасные сцены. В одной заседающие тайком профсоюзники говорят сторожу, что обсуждают книги, и далее каждый по кругу выступает с мини-лекцией. Причем начинается с Белинского, которого читает сам сторож.

Другая развивает ремарку про заводской кинокружок, где смотрят Годара: в ожидании все того же сторожа на проходной герои обсуждают повестку дня, и один из активистов знакомит товарищей с киноведческим дискурсом: «Непонятно, но очень интересно!» — заключают товарищи и сам энтузиаст. Увы, с фильмом, кажется, вышло ровно наоборот.

Лента «Я тебя не люблю» Костомарова и Расторгуева является не столько даже продолжением прошлогоднего кинодокумента «Я тебя люблю» (его, как и фильмы Басковой, показывали в Роттердаме), сколько параллельной историей к нему. Напомним, прошлую картину авторы сняли, раздав камеры жителям Ростова и попросив их самих снять фрагменты на заданную тему. В «Я тебя не люблю» камера снова оказывается в руках ростовской молодежи, но на этот раз преимущественно в руках одного героя, а точнее, героини — девушки Вики, которая снимает свои будни, которые она проводит с молодыми людьми: сначала с Артемом, а затем с Женей.

Каждый из них не вполне устраивает Вику в качестве «жениха», но в России с выбором мужчин, как она сама замечает, есть проблема.

Артем инфантилен, и порой у него в кармане нет денег на маршрутку (в то время как Вика уже в 12 лет разгружала фуру с вениками, чтобы помочь маме). Женя развозит колбасу, и у него даже есть «девятка», но он склонен к растительному существованию. Смешное чередуется со скучным, дурное с лирическим, брошенный парень почти по-голливудски преображается, но голливудским финал не будет.

Степень вмешательства авторов в течение жизни героев (вроде как они порой надолго исчезали из нее вовсе) и в съемочный процесс остается до конца неясной, но элементы режиссуры и драматургии проглядывают и в смонтированной истории, и в постановке отдельных сцен. Как в той, где Женя печет булочки и раз за разом вторгается с камерой в ванную, где Вика принимает душ. Сцена поедания булочек превращается в икону неприглядного, но сами герои по ходу съемок, а они длились не один год, тоже могли дорасти до режиссеров-постановщиков фильма о своей жизни. Этим он и интересен.

Также в конкурсе «Кинотавра» был представлен триллер «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2012/06/08/a_4618601.shtml


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012