В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

РИА Новости: Светлана Баскова привезла на "Кинотавр" кино о борьбе рабочих с заводовладельцем

08.06.2012, РИА Новости, Юг


СОЧИ, 8 июня - РИА Новости. Режиссер Светлана Баскова, автор "Зеленого слоника", "Головы" и "Пяти бутылок водки", показала в конкурсе проходящего с 3 по 10 июня фестиваля "Кинотавр" фильм "За Маркса...", где рабочие литейного цеха создают независимый профсоюз против желания владельца завода.

Во многом это арт-проект: в качестве продюсера выступил художник, теоретик и куратор Анатолий Осмоловский, объединившийся с Андреем Сильвестровым и Глебом Алейниковым, в главной роли снялся художник и артист Сергей Пахомов (Пахом). Он играет профсоюзного активиста, на глазах у которого расстреливают всех друзей по приказу хозяина предприятия, чью роль исполнил постоянно снимающийся у Басковой Владимир Епифанцев. 


"Это драматическая история человека, который выбирает между жизнью и смертью, но его выбор - вынужденный: он сязан с социальными проблемами, имеющимися в государстве. Он боролся за чувство собственного достоинства, за свои права и права рабочих, и такая расплата связана исключительно с этой борьбой, которая не воспринимается работодателями и не защищена государственными институциями", - рассказала Баскова РИА Новости.

В фильме рабочие ведут беседы о фильмах Годара и Аскольдова, а также о переписке Белинского с Гоголем, что может показаться сюжетной натяжкой, но на самом деле основано на реальных исследованиях режиссера.

"Я была в Липецке - там есть такое движение с красивым названием "Освобождение труда", такая группа была еще в XIX веке. У них реально есть киноклуб, выделили маленькую комнатку в Доме культуры, они там сидят, закрывают шторы и раз в неделю с небольшого проектора смотрят фильмы на политические темы, которые были и у Годара, и у Фассбиндера. Когда я там была, смотрели "Рабочий класс идет в рай" итальянского режиссера Элио Петри, а после показа у них обсуждение", - объясняет режиссер.

Интерьеры цехов и проходных также абсолютно реальны: по словам Басковой, фильм "снимали в литейном цеху, там правда так и обстоят дела, это не стилизация под советское кино". Съемки проходили в Череповце, Нижнем Новгороде, Ярославле и московском заводе ЗИЛ и начались во время кризиса, в 2010 году, когда, по словам Басковой, "людям снижали зарплаты до того, что они не знали, платить им за квартиру или есть на эти деньги". "Единственный искренний ответ, как мне показалось, в такой ситуации дают независимые профсоюзы, я увидела там какую-то искренность и честность", - признается режиссер.

"В фильме нет ни секунды стеба, это прямое высказывание", - подчеркивает Андрей Сильвестров, поясняя, что название фильма является тостом.

"Люди почему-то уверены, что рабочая среда - это среда опустившихся алкоголиков, которые после смены должны засосать бутылку портвейна. В 1989 году я работал на заводе слесарем, так вот, мой наставник со мной обсуждал Борхеса, и я от него впервые услышал слово "постмодернизм". Миф о рабочих как о лузерах и алкоголиках - это созданная за 20 лет машина пропаганды и выдавливания", - заявляет Осмоловский.

Правда, признает он, "миф обладает серьезными возможностями превращаться в реальность".

"Мы все подвержены колоссальной волне невежества", - признает Виктор Сергачев, актер из "Трех тополей на Плющихе", сыгравший у Басковой отца заводовладельца. По его мнению, "государство не может жить без профсоюзов - это глубокая политика, которая касается всех".

"Радикальные опыты у меня уже были, сейчас требуется другое высказывание, серьезный анализ. Я тоже позврослела и сделала фильм для широкой публики", - признается Баскова, чьи предыдущие фильмы действительно были экспериментальными и альтернативными.

«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012