В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Кстовское отделение КПРФ: Новый фильм «За Маркса…»

На проблемы взаимоотношений классов в современной буржуазной России обратили внимание работники искусства. На прошедшем недавно кинофестивале «Кинотавр» среди прочих была представлена картина Светланы Басковой «За Маркса…»

У каждого времени свои герои. Помнится, в 90-е годы, в период первоначального накопления капитала, в нашей стране и, соответственно, в отечественном кинематографе была особенно популярна тема «бригад». Своеобразным слепком с новейшей истории стали такие «шедевры» отечественного кино, как «Бумер», «Жмурки» и «Олигарх». Все они воспевали «героев нашего времени».

Затем на смены бандитским и родственным им олигархическим сагам пришли «ментовские истории». Оно и понятно, десятилетие разгула воров всех мастей в жизни и на экранах страны не могло не наложить отпечаток на общественное сознание, которое власти попытались хоть как-то выправить, привнося «романтику сыщиков» в российскую повседневность.

Однако то ли официальный агитпроп работал из рук вон плохо, то ли объективная реальность, данная нам в ощущениях, вносила свои коррективы. Но доблестный образ «честного мента» довольно быстро померк. А новые герои на смену так и не пришли.

В результате режиссеры вынуждены сами искать «соль текущего момента», отыскивать свою «злобу дня». Светлана Баскова, автор «Зеленого слоника», «Головы» и «Пяти бутылок водки», нашла такую «соль» во взаимоотношениях новых хозяев жизни (выросших все из тех же «бригад») с простыми трудящимися. Во главу угла новой картины поставлены рабочие литейного цеха, которые создали независимый профсоюз вопреки желаниям владельца завода.

Сама автор картины так рассказала о своем творении:

«Это драматическая история человека, который выбирает между жизнью и смертью, но его выбор – вынужденный: он связан с социальными проблемами, имеющимися в государстве. Он боролся за чувство собственного достоинства, за свои права и права рабочих, и такая расплата связана исключительно с этой борьбой, которая не воспринимается работодателями и не защищена государственными институциями».

Интерьеры цехов и проходных также абсолютно реальны: по словам Басковой, фильм «снимали в литейном цеху, там правда так и обстоят дела, это не стилизация под советское кино». Съемки проходили в Череповце, Нижнем Новгороде, Ярославле и на московском заводе ЗИЛ. Светлана Баскова посетила реальные трудовые коллективы, поэтому не считает своих персонажей какой-то художественной натяжкой.

«Я была в Липецке – там есть такое движение с красивым названием “Освобождение труда”, такая группа была еще в XIX веке. У них реально есть киноклуб, выделили маленькую комнатку в Доме культуры, они там сидят, закрывают шторы и раз в неделю с небольшого проектора смотрят фильмы на политические темы, которые были и у Годара, и у Фассбиндера. Когда я там была, смотрели “Рабочий класс идет в рай” итальянского режиссера Элио Петри, а после показа у них обсуждение», – объясняет режиссер фильма.

По задумке авторов картины «За Маркса…», главный конфликт времени и внутри фильма пролегает между новыми капиталистами и рабочим классом, между «новыми русскими» и советскими рабочими, не забывшими свое и отцовское славное прошлое.

«На временном изломе между социализмом, где все равны, и диким капитализмом, простые рабочие ищут возможности защитить свой труд и свое достоинство и создают рабочий профсоюз» – отмечают создатели картины. Это фильм об историческом переломе в жизни обычных людей – целого поколения, которое сформировалось в советское время, которое живет и пожинает плоды своей социалистической наивности в агрессивном капиталистическом обществе.

Светлана Баскова уже не раз поднимала тему фактического уничтожения наемного работника в современной капиталистической России. Вот как режиссер сама определяет главную идею своего нового творения:

«У людей 90-х еще не сформировано отношение к тем, на кого они работают; есть испуг, растерянность, неопределенность. Если мы говорим о нынешнем времени, о котором фильм «За Маркса…», рабочие продолжают бояться – но в первую очередь уже потерять не жизнь, а работу как возможность выжить. И в то же время у них появляется чувство собственного достоинства, которое они только начинают осознавать. Им важно чувствовать себя полноценными людьми – отсюда и стремление к организации профсоюза. В 90-е годы – времени анархии – о профсоюзах говорить было просто смешно».

Чувствуется, что автор не понаслышке знает о жизни современного профсоюзного движения России. Да и название фильма не оставляет поля для кривотолков и разночтений. По определению самой Светланы Басковой, «За Маркса…» – это, с одной стороны, понятный для нас вектор, но с другой стороны – непонятно, что это такое в применении к сегодняшней жизни – хорошо или плохо. Сегодня, по мнению режиссера фильма, в сознании российского общества нет четкого понимания политических и экономических закономерностей развития. Рабочие (и вообще народ) только начинают осознавать новые экономические отношения.

Как видно, вместе с трудящимися начинают переосмысливать происходящие и наиболее вдумчивые и прогрессивные представители творческой интеллигенции. Фильм «За Маркса…» – лишь первая «проба пера» на этой ниве.

Дмитрий ВОЛГИН

www.krasnoetv.ru


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012