В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

Arthouse.ru: Кинотавр 2012. «За Маркса...» Светланы Басковой

10.06.2012, Arthouse.ru

Идеологически и стилистически выверенная утопическая драмедия о классовой борьбе от самого радикального режиссера России нулевых.

Кадр из фильма ЗА МАРКСА

Сэм Клебанов, Arthouse.ru: "За Маркса..." Светланы Басковой — картина уникальная не только для Кинотавра, но и для всего современного российского кино. Фильмов с внятным политическим посылом у нас практически не снимают, а с посылом левым и пролетарским — тем более. Тем интереснее картина Басковой, повествующая о кровавом конфликте между свободными профсоюзами и владельцами большого металургического комбината. Понятно, что ассоциации с эйзенштейновской "Стачкой" напрашиваются сами собой, но для рассказа о классовой борьбе в современной России Баскова находит свой язык и свой метод, причем очень эффективный. "За Маркса..." это, по сути, гротесковый политпамфлет, упакованный в гиперреалистичную оболочку. Капиталисты тут — натуральные упыри и кровопийцы, готовые тратить миллионы на понты вроде современного искусства (о котором они знают лишь то, что оно "бешеных бабок" стоит), но экономящих на всем, что касается рабочих — от зарплат, урезаемых под предлогом кризиса, до воздухоочистных фильтров. Рабочие же, которых владельцы завода считают быдлом, обсуждают серьезные исторические труды и переписку Гоголя с Белинским, а также кинематограф французской "Новой Волны" и разницу в методах Станиславского и Брехта (к которому явно склоняется и сама Баскова). Звучит это конечно, смешно, но в пространстве фильма каким-то удивительным образом это работает. Прежде всего благодаря абсолютной точности визуальных деталей, какой-то очень "натуральной" актерской игре и мастерски прописанным диалогам. Басковой удается найти столь правильные слова и интонации, что даже рассуждения о Годаре и Брехте звучат в устах ее героев без какой-либо фальши. Начавшись как производственная драма, ближе к финалу фильм мутирует в почти что боевик — дикий российский капитализм не оставляет противоборствующим сторонам конфликта никакого шанса на компромисс. В этом конфликте сама Баскова решительно встает на сторону пролетариата, причем делает это настолько убедительно, что легко увлекает вслед за собой и зрителя отнюдь не левых убеждений. 

Илья Миллер, Arthouse.ru: Как только в начале фильма рабочие мужики во главе с Сергеем Пахомовым, галдя о своем, загружаются в видавший виды советский ПАЗик, становится ясно, что это фильм все той же бескомпромиссной Светланы Басковой, пусть и очищенный от совсем зеленого слоновьего мяса в кадре. Очистка (в фильме практически нет обсценной лексики, и на экране торжествует цветокоррекция, признак отхода от сверхлюбительского формата) обусловлена не столько стремлением расширить аудиторию (хотя и в этом плане настала пора двигаться), а задачами художественными и идеологическими, то есть происходит все невероятно естественно. Столь достойно пролетарии не вели себя и не подавали себя в нашем кино с незапамятных времен. Они не предаются свинцовым мерзостям и излишествам досуга, а ставят друг другу ночью цугцванги на шахматной доске и обсуждают активистские фильмы Годара. Мерзости остаются уделом исключительно карикатурных капиталистов, владельцев завода. Борьба рабочего класса за свои права путем профсоюзной деятельности — тема безнадежно забытая для нашего кино, но именно сейчас, с вроде как бущующим ростом гражданского сознания, существуют все предпосылки для того, чтобы она вновь стала актуальной. Фильм проникает на те территории, что стали совсем заповедными в нашем кино (заводские проходные, литейные цеха), и благодаря гуманистическому посылу и эстетической подкованности чувствует себя там, как у себя дома. Для совершенно не готовых к такому повороту фильм пропитан абсолютно уникальным басковским юмором. Баскова, абсолютно свободная от цеховой зашоренности, использует кино в тех целях, для которых он и задумывался, по идее — не беспомощно пародировать ускользающую реальность, а посильно преломлять ее, приближая то, к чему мы, увы, не сможем быть причастными.

ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ

Владимир Лященко, Газета.ru: Замысел авторов вызывает сочувствие: фильм про рабочих, которые пытаются бороться с системой, включая рефлексию, — любопытная заявка. Но смотреть его, увы, не так интересно. С самого первого появления в кадре из тональности существования рабочих грубейшим образом выламывается Сергей Пахомов. Режиссер говорила, что приглушала его привычную гротескность, однако на фоне рабочих и товарищей по профсоюзу он смотрится балаганным петрушкой, чересчур громким и совершенно лишенным естественности.

Тамара Дондурей, ЭкспертКамерный сильный фильм затягивает, как детектив, при этом в нем есть редкая социальная смелость. Например, в Англии кино о забастовках рабочих давно уже выделилось в целое кинонаправление, а у нас режиссеры этих тревожных тем по-прежнему избегают. Возможно, для автора — главный вопрос заключается в том, где сегодня пролегает граница между игровым и документальным, советским и постсоветским пространством. Важна не позиция: "за" или "против" Маркса, а многоточие в названии фильма, отсылающем к одноименной книге Луи Альтюссера.

Лидия Маслова, КоммерсантъОтвечая на вопрос о названии "За Маркса...", один из продюсеров картины, Анатолий Осмоловский, объяснил, что это на самом деле тост. После фильма люди должны поднять бокалы, а потом взять "Капитал" и перечитать его, чтобы понять, насколько это актуальное и имеющее практическую ценность произведение: в фильме Светланы Басковой отчуждение по Марксу, помноженное на отчуждение по Брехту, дает в результате максимальное приближение к современной российской действительности с ее обострившимся до абсурда расколом на эксплуататоров и эксплуатируемых.  

Трейлер к фильму "За Маркса..."


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012