В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие

РИА-Новости: Объявлена программа «Кинотавра»

Фильм Светланы Басковой «За Маркса...» участвует в конкурсной программе 23 Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», который пройдет в Сочи с 3 по 10 июня 2012 года.

02.05.2012 в Москве состоялась пресс-конференция 23 Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», который пройдет в Сочи с 3 по 10 июня 2012 года.

В ней приняли участие президент Фестиваля Александр Роднянский, программный директор Ситора Алиева и член отборочной комисссия Виктория Белопольская.

«Это фестиваль доминирования американского кино и времени мучительного поиска путей интеграции в международные контексты», — заявил президент фестиваля Александр Роднянский.

По его словам, конкурсные фильмы отобраны «по принципу наличия живой одаренности у авторов».

Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева заявила, что фестивали всего мира задыхаются от фильмов, снятых любителями и не имеющих отношения к кинематографу.

Она отметила, что для фестиваля этого года отсмотрела 65 полнометражных и 268 короткометражных картины, что несколько больше, чем в прошлом году, когда было 64 полнометражных и 255 коротких ленты. В итоге, в основном конкурсе участвует 14 полнометражных и 20 короткометражных фильма.

«Все фестивали мира задыхаются от количества фильмов, даже Канн открыл дополнительную секцию. Но многие присланные картины не имеют отношения к кино — мы отсматриваем трэш, титрованное хоумвидео, потому что все очень дешево», — сказала Алиева.

Она также отметила, что российское короткометражное кино «движется очень правильно», и в последнее время наблюдается расцвет этой формы, на которую в России начали обращать внимание именно по итогам «Кинотавра». Еще одной важной тенденцией Алиева считает «немилосердное влияние телевидения».

Некоторые из лент конкурсной программы уже участвовали в международных киносмотрах: «Жить» Василия Сигарева показали в Роттердаме, а на фестивале goEast в Висбадене фильм получил главный приз и приз FIPRESCI. Судьба «Конвоя» Алексея Мизгирева на Берлинском кинофестивале оказалась менее удачной — во многом, как подчеркнула программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, из-за дефектов перевода, так как все герои фильма разговаривают на сложнопереводимом диалекте.

Две картины сняты дебютантами в полнометражном кино — это «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой и «За Маркса...» Светланы Басковой («Зеленый слоник», «Пять бутылок водки»). Последний фильм, как объяснила Алиева, сделан «в пограничной между игровой и документальной эстетике», причем в центре внимания впервые за много лет стал «настоящий рабочий класс». «Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие», — прокомментировала она, добавив, что ненормативной лексики в фильме нет, а рабочие в кадре обсуждают Годара.

 

 

 Кадр из фильма Светланы Басковой «За Маркса...» Кадр из фильма Светланы Басковой «За Маркса...»

Борис Хлебников покажет снятую в порядке эксперимента картину «Пока ночь не разлучит», мэтр Александр Прошкин — «Искупление», Павел Костомаров с Александром Расторгуевым — фильм «Я тебя не люблю», продолжающий их ростовские эксперименты с непрофессиональными актерами, начатые в фильме «Я тебя люблю» два года назад.

«Героиня на сей раз — женщина, сюжет стал гораздо яснее. Это фольклорный тип культуры, контемпорари арт в нашей программе», — рассказала Алиева. Прочие конкурсанты — это «Рассказы» прошлогоднего победителя короткометражного конкурса Михаила Сегала, который, по словам программного директора, «не смог остановиться и доснял короткометражку до полного метра, причем по пути она обросла другими новеллами», «Я буду рядом» открытого некогда именно на «Кинотавре» Павла Руминова, «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова с Гошей Куценко, история Дмитрия Фикса про семейные отношения между интеллигентными людьми в возрасте за 50 лет под названием «Белый мавр, или три истории о моих соседях», «День учителя» Сергея Мокрицкого, где речь идет о школьном учителе литературы, «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Пустой дом» Нурбека Эгена, казахско-французско-российская копродукция, где речь идет о судьбе перемещающейся по миру женщины.

Председателем жюри будет режиссер Владимир Хотиненко, компанию ему составят режиссеры Бакур Бакурадзе («Охотник»), Александр Котт («Громозека»), Анна Меликян («Русалка), Алексей Федорченко („Овсянки“) и Николай Хомерики („Сказка про темноту“, „Сердца бумеранг“), а также актриса Вера Глаголева. Показательно, что двое режиссеров из числа членов жюри — Котт и Хомерики — являются учениками Хотиненко.
Они вручат, помимо главного приза, награды за лучшую режиссуру, лучший дебют, лучшую женскую и мужскую роль, лучшую операторскую работу и лучшую музыку к фильму.

Почетный приз за вклад в кинематограф достанется Карену Шахназарову, отмечающему в мае свое 60-летие. Его фильмам будет посвящена отдельная ретроспектива.
В короткометражном конкурсе участвует 20 фильмов, в том числе — „Дорога на“ Таисии Игуменцевой, попавшая в каннскую программу Cinefondation. Судить эти фильмы будут первый зампред Союза кинематографистов России Сергей Лазарук и три продюсера — Евгений Гиндилис, Елена Гликман и Юлия Мишкинене.

Фильмом закрытия станет „Стальная бабочка“ Рената Давлетьярова, успешного продюсера, который выступил в неожиданной для себя роли — по словам Алиевой, он снял „очень качественный культурный мейнстрим с хорошим сценарием и безупречными актерскими работами“. С фильмом открытия, как сказал Роднянский, ясности пока нет, поскольку ряд лент ждет ответа от крупных международных фестивалей, и среди них — „Измена“ Кирилла Серебренникова» и «Танец дели» Ивана Вырыпаева.

Помимо показов, пройдет три круглых стола — «Фонд кино в диалоге», «Зрители не смотрят наши фильмы. Почему?» и «Кинематограф и новейшие медиа: Формы потребления, фестивали, критика».

Основная конкурсная программа «Кинотавра-2012»:
«Белый Мавр, или Три истории о моих соседях», реж. Дмитрий Фикс;
«День учителя», реж. Сергей Мокрицкий;
«Дочь», реж. Александр Касаткин, Наталья Назарова (дебют);
«Жить», реж. Василий Сигарев;
«За Маркса...», реж. Светлана Баскова;
«Искупление», реж. Александр Прошкин;
«Кококо», реж. Авдотья Смирнова;
«Конвой», реж. Алексей Мизгирев;
«Пока ночь не разлучит», реж. Борис Хлебников;
«Пустой дом», реж. Нурбек Эген;
«Рассказы», реж. Михаил Сегал;
«Со мною вот что происходит», реж. Виктор Шамиров;
«Я буду рядом», реж. Павел Руминов;
«Я тебя не люблю», реж. Павел Костомаров. Александр Расторгуев.

По материалам РИА-Новости


«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012