«Да, черный юмор сродни рефлексии.» |
Объявлена программа «Кинотавра»Фильм Светланы Басковой «За Маркса...» участвует в конкурсной программе 23 Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», который пройдет в Сочи с 3 по 10 июня 2012 года. 02.05.2012 в Москве состоялась пресс-конференция 23 Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», который пройдет в Сочи с 3 по 10 июня 2012 года. В ней приняли участие президент Фестиваля Александр Роднянский, программный директор Ситора Алиева и член отборочной комисссия Виктория Белопольская. «Это фестиваль доминирования американского кино и времени мучительного поиска путей интеграции в международные контексты», — заявил президент фестиваля Александр Роднянский. По его словам, конкурсные фильмы отобраны «по принципу наличия живой одаренности у авторов». Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева заявила, что фестивали всего мира задыхаются от фильмов, снятых любителями и не имеющих отношения к кинематографу. Она отметила, что для фестиваля этого года отсмотрела 65 полнометражных и 268 короткометражных картины, что несколько больше, чем в прошлом году, когда было 64 полнометражных и 255 коротких ленты. В итоге, в основном конкурсе участвует 14 полнометражных и 20 короткометражных фильма. «Все фестивали мира задыхаются от количества фильмов, даже Канн открыл дополнительную секцию. Но многие присланные картины не имеют отношения к кино — мы отсматриваем трэш, титрованное хоумвидео, потому что все очень дешево», — сказала Алиева. Она также отметила, что российское короткометражное кино «движется очень правильно», и в последнее время наблюдается расцвет этой формы, на которую в России начали обращать внимание именно по итогам «Кинотавра». Еще одной важной тенденцией Алиева считает «немилосердное влияние телевидения». Некоторые из лент конкурсной программы уже участвовали в международных киносмотрах: «Жить» Василия Сигарева показали в Роттердаме, а на фестивале goEast в Висбадене фильм получил главный приз и приз FIPRESCI. Судьба «Конвоя» Алексея Мизгирева на Берлинском кинофестивале оказалась менее удачной — во многом, как подчеркнула программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, из-за дефектов перевода, так как все герои фильма разговаривают на сложнопереводимом диалекте. Кадр из фильма «За Маркса...» Две картины сняты дебютантами в полнометражном кино — это «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой и «За Маркса...» Светланы Басковой («Зеленый слоник», «Пять бутылок водки»). Последний фильм, как объяснила Алиева, сделан «в пограничной между игровой и документальной эстетике», причем в центре внимания впервые за много лет стал «настоящий рабочий класс». «Это актерская игра на грани реальности, живое кино, где ты не понимаешь, актеры перед тобой или настоящие рабочие», — прокомментировала она, добавив, что ненормативной лексики в фильме нет, а рабочие в кадре обсуждают Годара. Кадр из фильма «За Маркса...» Борис Хлебников покажет снятую в порядке эксперимента картину «Пока ночь не разлучит», мэтр Александр Прошкин — «Искупление», Павел Костомаров с Александром Расторгуевым — фильм «Я тебя не люблю», продолжающий их ростовские эксперименты с непрофессиональными актерами, начатые в фильме «Я тебя люблю» два года назад. «Героиня на сей раз — женщина, сюжет стал гораздо яснее. Это фольклорный тип культуры, контемпорари арт в нашей программе», — рассказала Алиева. Прочие конкурсанты — это «Рассказы» прошлогоднего победителя короткометражного конкурса Михаила Сегала, который, по словам программного директора, «не смог остановиться и доснял короткометражку до полного метра, причем по пути она обросла другими новеллами», «Я буду рядом» открытого некогда именно на «Кинотавре» Павла Руминова, «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова с Гошей Куценко, история Дмитрия Фикса про семейные отношения между интеллигентными людьми в возрасте за 50 лет под названием «Белый мавр, или три истории о моих соседях», «День учителя» Сергея Мокрицкого, где речь идет о школьном учителе литературы, «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Пустой дом» Нурбека Эгена, казахско-французско-российская копродукция, где речь идет о судьбе перемещающейся по миру женщины. Председателем жюри будет режиссер Владимир Хотиненко, компанию ему составят режиссеры Бакур Бакурадзе («Охотник»), Александр Котт («Громозека»), Анна Меликян («Русалка), Алексей Федорченко („Овсянки“) и Николай Хомерики („Сказка про темноту“, „Сердца бумеранг“), а также актриса Вера Глаголева. Показательно, что двое режиссеров из числа членов жюри — Котт и Хомерики — являются учениками Хотиненко. Почетный приз за вклад в кинематограф достанется Карену Шахназарову, отмечающему в мае свое 60-летие. Его фильмам будет посвящена отдельная ретроспектива. Фильмом закрытия станет „Стальная бабочка“ Рената Давлетьярова, успешного продюсера, который выступил в неожиданной для себя роли — по словам Алиевой, он снял „очень качественный культурный мейнстрим с хорошим сценарием и безупречными актерскими работами“. С фильмом открытия, как сказал Роднянский, ясности пока нет, поскольку ряд лент ждет ответа от крупных международных фестивалей, и среди них — „Измена“ Кирилла Серебренникова» и «Танец дели» Ивана Вырыпаева. Помимо показов, пройдет три круглых стола — «Фонд кино в диалоге», «Зрители не смотрят наши фильмы. Почему?» и «Кинематограф и новейшие медиа: Формы потребления, фестивали, критика». Основная конкурсная программа «Кинотавра-2012»: |