Фильм «Моцарт» Светланы Басковой.

Сентябрь 6, 2006. Перед показом.

Светлана Баскова: Что касаемо самого фильма, на мой взгляд, он получился немножко камерный, немножко пафосный, но, тем не менее, душевный, о жизни, о наших переживаниях О сюжете, я думаю, рассказывать не буду.
Я фильм действительно первый раз видела вот так вот, при просмотре я отметила для себя некоторые скорее технические моменты, которые обязательно надо будет исправить перед окончательной премьерой. А так в принципе ничего нового я в нем для себя не открыла, что хотела, то и получила, все вполне адекватно затраченным средствам и силам.
Фильм делался много, мало, не мне судить — полтора года от задумки до финиша. Хотя съемочных дней было всего 35 или 40, но жизнь-то идет между ними тоже, что-то меняется, добавляется, вот в итоге так долго и получается.

Зритель: Светлана, скажите, а как родился замысел столь непонятного, столь неординарного фильма?

Светлана Баскова: Например, для меня здесь нет никакой неординарности, и смысл мне, вполне понятен просто меня всегда волновала проблема современной культуры, культуры, которая была и которая есть в настоящее время. Просто в качестве материала для фильма я использовала не художников, не режиссеров, а композиторов, то есть представителей той области культуры, которую я не знаю хорошо, она как бы отстраненная. Как раз композиторы и явились представителями этой области.
Через этих людей, я пыталась показать какие-то образы, непонятные современному даже вполне просвещенному человеку, через них я выражаю уровень современной культуры, а также сразу можно увидеть и уровень современного зрителя или даже уровень нации.

Зритель: Вот весь сценарий действий — это импровизация, рожденная в процессе съемок или, может, это изначальный сценарий, написанный заранее?

Светлана Баскова: Нет, ну конечно же, был первоначальный сценарий, но в некоторых моментах имели место отступления, в процессе съемок мы как бы ловили некую интонацию съёмки, интонацию будущего фильма, и вот по этой нити мы и продолжали съемки.

Андрей Сильвестров: А почему такое неожиданное название фильма — «Моцарт»?

Светлана Баскова: Это наша задумка такая, «Моцарт» как фильм, по идее, должен повествовать о жизни композитора, но нет, повествует он нам совсем о другом.

Зритель: Почему ты в своих фильмах никогда не снимаешь актрис, ни в одной твоей работе я их не видела — только мужчины?

Светлана Баскова: Я, наверно, просто не чувствую фактуры, на мой взгляд, мужчине, в такого рода фильмах, надо отводить главное место, да и необходимости присутствия женщины в моих работах я просто не вижу. Хочется добавить, что я ничего против женщин не имею, какая разница мужчина или женщина, для меня это просто человек, ну а в моих фильмах этот человек — это мужчина.

Зритель: Хотелось у вас узнать: как, в фильм «Моцарт» попал Евгений Фёдоров? Как вы вообще с ним познакомились?

Светлана Баскова: Откровенно говоря, в наших фильмах мы всегда рады видеть людей из своей тусовки, из своей субкультуры, если угодно. В данном случае Женя являлся поклонником моего творчества, ну до съемок уж точно, мы часто пересекались с ним на крупных фестивалях, тусили, да и просто он хотел сняться в моем фильме, ну вот и снялся. Нам даже пришлось с ним вместе в Питер съездить, что бы переснять одну из сцен, что не получилась у нас в Москве.

Зритель: Фильм очень неординарный в сравнении с вашими предыдущими работами, ведь в них все проблемы и задачи решали с помощью жестокости, с помощью шока, а в «Моцарте» этого нет, это куда-то пропало. Куда? Это новая тенденция вашего стиля?

Светлана Баскова: Вы знаете, у меня самой, этот фильм производит впечатление именно жути, не жестокости, а жути. Глядя на экран, мне подумалось, что надо бы было добавить немножко шока. Хотя, эта жуть, что мы здесь видим, она оригинальна, забавна, что, безусловно, является достижением автора и актеров, но восприятие фильма достаточно тяжелое.

Зритель: Почему же вы в таком жестком ракурсе показываете вечные ценности, за что вы их так?

Светлана Баскова: Мне кажется, что когда тебе по сто раз, с каждого угла, говорят про то, как прекрасен Моцарт, тут уже поневоле рождается протест, протест не потому, что это ужасно, а потому, что это навязано! Мы в этой работе не "наезжаем" на вечное, мы показываем и ставим вопросы о гениях уходящих поколений, о месте художника. Проблемы нового поколения и художника, их место в нем, очень остры. И сейчас — посмотрите, как быстро происходит смена , да и вообще переоценка ценностей.

Зритель: Расскажите, пожалуйста, о том, как проходила ваша работа с актерами, как вам на съемочной площадке приходилось придумывать порой гениальные тексты, не предусмотренные сценарием?

Светлана Баскова: Мы просто хорошо, действительно хорошо сработались с актерами, и первостепенную роль здесь сыграло умение импровизировать, так что плоды этой удачной импровизации вы здесь сегодня и увидели.

Зритель: Почему же именно светлого, именно музыки настоящей не показали, и повлиял ли фильм на ваше отношение к классике?

Светлана Баскова: А вот мне как раз кажется, что в диалогах Славы и Ромы (актеров Вячеслава Ганенко и Романа Рупышева) раскрывается то самое светлое, раскрывается смысл жизни, а задачу показать настоящую музыку, мы и не ставили.

Зритель: Скажите, почему в «Моцарте» так мало игры, а много затянутых диалогов и совсем нет визуального развития, нет «монтажного» действия?

Светлана Баскова: Это так задумано, задумано, чтобы человек не расслаблялся на сеансе, а думал, работал, анализировал, впитывал. Без подобных затянутых и смысловых сцен фильм был бы очень легок и прост для просмотра.

Зритель: Вы снимали этот фильм, чтобы достучаться до зрителя или для самовыражения?

Светлана Баскова: Ни то, ни другое. Конечно, для зрителя, а как иначе-то? Я считаю это своим долгом — снимать такие фильмы, но долгом перед самой собой.

Зритель: Всегда будет существовать и старшее поколение, и молодое, а как, на ваш взгляд, все-таки будет осуществляться этот переход поколений?

Светлана Баскова: Вот последняя сцена фильма, я думаю, и будет ответом на ваш вопрос, там, условно говоря, некоторая организация занимается этим вопросом, ищет выход, беря, на себя ответственность за культуру в массовом сознании, также художнику передаётся опыт прошлых культур. Может, это и абсурдное решение, конечно.

Зритель: Когда ваши фильмы появятся в магазинах?

Светлана Баскова: Не знаю. С такими фильмами все не так просто. Вот мой предыдущий фильм «Голова» мог бы поступить в продажу, но с вырезанной одной из сцен. Мы на это не согласились, ну и плюс ко всему много есть различных моментов,таких как подготовка зрителя к просмотру таких фильмов, да и для запуска в продажу просто нет времени и наверно это не нужно.

«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012