Анатолий Осмоловский - Для программы в Роттердаме

Возникновение альтернативного кино всегда внезапно. Оно приходит с улицы и из подвалов. Его никто не ждет. Поэтому альтернатива – это всегда clash. Моральные, этические, эстетические стереотипы подвергаются сомнению – общество как всегда к этому не готово.

Первой кино альтернативой было известное в период перестройки т.н. «параллельное кино» (Сине фантом, Некрореалисты, Мастерская индивидуальной режиссуры Б.Юхананова и проч.) В своем основании параллельщики имели молодежную контркультуру тесно связанную с модой, Life-style, андерграундной иронией. Главная проблема этого кино всегда состояла в четкости артикуляции собственного киноязыка. Фильмы параллельного кино поражали как будто специально организованной вялостью и невнятностью. Недаром профессиональные кинокритики сравнивали андерграундный кинематограф перестройки с переоткрытием традиционного языка кино времен братьев Люмьеров. Однако они были первыми, именно они бросили вызов официозной киноиндустрии и сейчас не так уж и важно, что революции не получилось.

В отличие от первой волны альтернативного кино новая волна вышла из искусства перформанса. Перформанс как жанр изобразительного искусства характеризуется высокой артикулированностью высказывания часто пересекающей границы общепринятого и дозволенного. Поэтому каждый из кинофильмов новой волны представляет собой радикальный эксперимент, где зрительское восприятие подвергается многочисленным испытаниям. Фильмы новой волны не скучны – они невыносимы. Невыносимы бескомпромиссным показом реалий окружающей жизни без какой-либо надежды и перспективы как в фильмах С.Басковой, невыносимы умопомрачительным завораживающим галлюцинаторным эстетизмом как в фильме В.Алимпиева и М.Жунина «Ода», невыносимы интенсивностью и скоростью смены визуальных образов как в фильме О.Мавроматти «Тайная эстетика марсианских шпионов». В этой невыносимости содержится большой критический потенциал, заставляющий зрителя всякий раз во время просмотра, удостоверятся в том, что он есть, реально существует. Просмотру этих фильмов почти буквально сопутствуют боли в теле и костях (такой своеобразный антифитнесс).

Важной составляющей возникновения новой волны кино альтернативы стала доступность высоких технологий в виде цифровых камер, способных обеспечивать достаточно высокое качество видео изображения. В этом аспекте киноискусство наконец-то стала терять присущий ему характер индустрии связанный с большими деньгами и как следствие с серьезным цензурным контролем рыночной конъюнктуры (или идеологической как в Советском государстве). Учитывая этот технологический прогресс кино контекст стремительно расслаивается на собственно искусство и индустрию развлечений. Реакционный и репрессивный характер последней с каждым годом становится очевиднее.

Искусство стремится к максимально возможному эксперименту, изобретению нового языка, а индустрия развлечений стремится захватить внимание публики компьютерными спецэффектами и архитипическими сюжетами.

Перспективы российской кино альтернативы довольно мрачные. В современном российском кинопроцессе альтернативе нет места из-за очевидного кастового сословного характера российского кино. Сословное обществе органически не терпит альтернатив. Но самый важный фактор – это медленное, но последовательное сползание всего российского общества в религиозное мракобесие и мистицизм.

«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012