Невыносимые фильмы Светланы Басковой

Павел Микитенко специально для «Другое Кино»
(журнал «Другое Кино» № 4 [19], ноябрь–декабрь, 2003)

Брутальность фильмов Светланы Басковой – это экспрессия актерских импровизаций и запланированных ситуаций, в которых оказываются ее герои. Ее фильмы - это трансгрессивная попытка заглянуть за изнанку общества потребления в котором за фасадом досуга и развлечений и ради поддержания этого фасада люди превращаются в груды лохмотьев.

В последних фильмах «Зеленый слоник» и «Пять бутылок водки» Баскова исследует феномены властных отношений в их предельный формах. Это чудовищные миры, в которых люди оказываются совершено раздавлены властью. Рекомендуем купить дженерик левитра в Москве со скидкой Их сознания меркнут, их тела страдают, все что от них остается – это беспомощные рефлексы, усвоенные из отношений с начальством и проецируемые на подчиненных. Замкнутый круг подавления.

В фильме «Зеленый слоник» моделью таких отношений служит армия, где все, от старшего до младшего по званию находятся в тяжелом бреду, за пределами какого-либо смысла. А «Пять бутылок водки» - фильм про ночной клуб. Про, уборщика, стриптизера, бармена и хозяина. Даже хозяину клуба, находящемуся на вершине этой иерархии отведена роль самоубийцы.

Это фильмы о людях раздавленных властью, людях, чей крах подробно и беспощадно показан. И если в начале мы еще можем сохранять по отношению к героям ироническую дистанцию и смехом реагировать на жестокий абсурд их отношений, то к концу этих довольно продолжительных лент, зрелище становиться абсолютно невыносимым. В этом и заключен критический потенциал фильмов Светланы Басковой - в демонстрации невыносимости существующих общественных отношений.

«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012