Снявши «Голову»

Светлана Баскова получила главный приз фестиваля независимого кино Чистые грезы

Газета "Коммерсантъ", №206 (2809), 12.11.2003

Вчера в Петербургском Дворце молодежи завершился VI Международный фестиваль независимого кино "Чистые грезы", созданный актером и кинорежиссером Александром Башировым. Главный приз получил фильм Светланы Басковой "Голова". Привычному к фестивальным сюрпризам МИХАИЛУ Ъ-ТРОФИМЕНКОВУ выбор жюри под председательством режиссера культовой "Иглы" и общественного деятеля Рашида Нугманова кажется сенсационным.

Перед показом "Головы" дирекция фестиваля пребывала в тревоге и трепете. В жюри собрались такие положительные люди, как звезда сокуровского "Молоха" Елена Руфанова, критик и издатель Виктор Топоров, режиссер и продюсер Олег Сафаралиев, лидер группы Tequilajazzz Евгений (Ай-ай-ай) Федоров, а им предстоит увидеть такое. Узнайте мнения других мужчин о дженериках, читая отзывы наших покупателей. Какое "такое", собственно говоря, никто не знал, но госпожи Басковой принято бояться, от ее фильмов — ждать комбинированного шока: эстетического, социального, физиологического. Ее постпанковские психодрамы посвящены анализу насилия, власти и подчинения и полны таких физиологических подробностей и такого отвращения к действительности, что "Сало" Пазолини покажется диснеевской анимацией.

"Голова" — самый цельный из фильмов Светланы Басковой, в основе которого — смешная, но крайне жестко воплощенная метафора. Некий олигарх завел в поместье "голову", то ли профессора Доуэля, то ли джинна-раба. Голова дает бесценные практические советы, ее за это тешат вином и оральным сексом, а потом уничтожают за ненадобностью. Респектабельное жюри должно в ужасе бежать из зала и отдать все свои симпатии "противоядию" от "Головы" — невероятно красивому "Петербургу" Ирины Евтеевой, рукодельно раскрашенным кадрам из классического советского кино, сливающимся в сон о Питере. Однако жюри одновременно засвидетельствовало жесткость профессиональной руки режиссера, до сих пор числившегося в маргиналах, и приветствовало ее беспощадный радикализм.

Призы за лучшие роли также достались актерам, самоотверженно работающим на грани психодрамы. Галина Бокашевская названа лучшей актрисой за роль в фильме Натальи Пьянковой "Марш славянки", посвященном соперничеству, прежде всего сексуальному, родителей и слишком быстро, по принципу "год за трое", повзрослевших детей — отравленных войной в Чечне и героином. Илья Шакунов стал лучшим актером за роль в "Гололеде" Михаила Брашинского, где он сыграл гея-интеллектуала, заразившегося от женщины, с которой он всего-то перекинулся парой слов, то ли безумием, то ли безумной любовью. Оставшиеся призы несколько уравновесили радикализм этих решений. Приз за режиссуру получили снятые шестью непрерывными планами "Постельные сцены" известного театрального режиссера Кирилла Серебренникова. Злые критики шептались, что формулировку следовало бы уточнить и сформулировать как "приз за лучшую театральную режиссуру": основная профессия автора дает себя знать. Приз жюри получил "Другой квартал" входящего в моду, но несколько безалаберного с профессиональной точки зрения Александра Шейна.

Вообще, главное ощущение от фестиваля — то, что его главные действующие лица сделали ровно противоположное тому, чего от них ожидали. Жюри награждает "Голову". Экстремал и эксцентрик Александр Баширов, напротив, вручает президентский приз тонкому и негромкому документальному фильму Владимира Непевного "Кира" — портрету Киры Муратовой. А в запрещенных к показу в московском Киноцентре европейских фильмах о Чечне (еще одно спецсобытие фестиваля), как выяснилось, при самом больном воображении не найти ничего "антигосударственнического".

«ЗА МАРКСА...»

«За Маркса», режиссер Светлана Баскова, 2012